#4 Почему все ненавидят YouTube shorts

#33  среда, 3 января 2024 г.  37 минут(ы)  3576 слов

В этом эпизоде подкаста ведущие Андрей и Алина обсуждают растущее недовольство YouTube Shorts в 2024 году. Они обсуждают, как шорты затмевают традиционный длинный контент, заставляя создателей адаптировать свои стратегии для обеспечения видимости и релевантности. Подчеркиваются проблемы монетизации, возникающие при создании шортов, с акцентом на их ограниченную доходность, несмотря на усилия и время, необходимые для создания. В ходе обсуждения также затрагиваются более широкие последствия для средних каналов YouTube и динамика развития платформы, сравнивается траектория развития YouTube и рост популярности TikTok.

D00M4ACE разработка 2D MMORPG блог ИИ и геймдев 🌐 https://d00m4ace.com

Telegram: https://t.me/d00m4ace_blog

YouTube: https://www.youtube.com/c/@d00m4ace

Soundcloud: https://soundcloud.com/d00m4ace

Apple Podcast: https://podcasts.apple.com/podcast/id1723142484

Яндекс Музыка: https://music.yandex.ru/album/28798077

VK Podcast: https://vk.com/podcasts-224167280

Amazon Music: https://music.amazon.com/podcasts/40c36f38-114a-4a79-8d0c-baf970f331b3/

Spotify: https://open.spotify.com/show/4RsttStN9RejAOEbLUG8IS

Дзен: https://dzen.ru/d00m4ace

Rutube: https://rutube.ru/channel/33955589/

RSS1 feed: https://podster.fm/rss.xml?pid=89212

RSS2 feed: https://media.rss.com/d00m4ace/feed.xml

Транскрипция подкаста:

Андрей: Привет, Алина! Ну что, сегодня у нас в программе довольно горячая тема - почему все так ненавидят Shorts на YouTube.

Алина: Привет, Андрей! Да, и ведь неудивительно. Кажется, что Shorts могут кардинально изменить всё, к чему мы так привыкли на YouTube, и не в лучшую сторону.

Андрей: И правда, стоит только открыть главную страницу, и уже половина экрана занята короткими видео. Это серьезно уменьшает видимость длинных видео, которые создатели контента традиционно готовили.

Алина: Это правда, и это ведь не просто вопрос формата. YouTube в этом году активно продвигает Shorts, практически заставляя создателей включать их в свою стратегию, если они хотят оставаться востребованными.

Андрей: И тут возникает проблема, потому что хоть создание Shorts и требует времени и усилий, экономически это практически бессмысленно. Они почти не приносят дохода, а ведь и это – часть большой работы.

Алина: Да, это может серьезно ударить по средним каналам на YouTube, которые и так борются за выживание. Представь, твоё творчество, вложенная работа и время - всё это смещается на второй план ради нескончаемого потока коротких видео.

Андрей: Совершенно верно, Алина. Становится очевидно, что YouTube идет по стопам TikTok, но вопрос в том, нужно ли это сообществу и самой платформе? Что за этим следует для контента и для нас, как для зрителей и создателей?

Алина: Наблюдать за этими изменениями и адаптироваться к ним будет ключевым для всех, кто связан с YouTube. Но как всегда, Андрей, наша задача – помочь нашим слушателям понять эти изменения, и найти наилучшие стратегии адаптации.

Андрей: Совершенно верно. И под этим мы не понимаем простое копирование формата, а разработку собственного подхода, который позволит сохранить уникальность контента и лояльность аудитории.

Андрей: Ну, на самом деле, видеоконтент в последнее время ощутимо меняется, и у меня есть опасения по этому поводу. У меня есть знакомые создатели контента, которые говорят о том, как сложен этот год для них из-за непредсказуемого падения просмотров. Они посвятили свою жизнь созданию видео и развитию своих маленьких бизнесов вокруг этого, но сейчас они буквально борются за выживание, потому что их просмотры пропадают за одну ночь.

Алина: Да, Андрей, это действительно серьезная проблема. Особенно если учесть, что не у всех каналов есть финансовые ресурсы или возможность просто создать пару дополнительных видео для восстановления просмотров. Смотрю на эту ситуацию, и мне кажется, что боль больше средних каналов будет только расти.

Андрей: Сомнений нет, что если текущая тенденция изменений продолжится, то скоро пострадают и другие категории создателей. Кстати, пикантный факт: несмотря на то что с помощью шорт-видео, похоже, мы знакомимся с большим числом авторов, я боюсь, что именно эта тенденция может покончить с самой идеей контент-криэйторства.

Алина: Надо признать, шорты появились не просто как еще один способ творческого выражения или новый формат для зрителя, но как ответ на популярность TikTok. Это борьба за внимание аудитории, и здесь нет места пассивности. К слову, лет так пять назад YouTube оценивал успех видео на основе количества просмотренных минут, так что длинные видео были на вес золота.

Андрей: И это довольно серьёзное изменение. Те, кто не хочет создавать длинные видео, они могли ощутить себя в ущербном положении. Но сейчас все стремятся к минимализму и краткости. Это бросает вызов всей системе, меняет то, как мы взаимодействуем с контентом и, конечно, как он создается.

Алина: Да, и это затрагивает не только создателей и их контент, но и нас с тобой, зрителей. Мы все больше привлекаемся к "легкому" контенту, который не требует много времени и внимания. Но по иронии судьбы, это также может изменить саму сущность понятия "контент-креатор".

Андрей: Алина, ты в курсе, что в эпоху высоких затрат на производство, скетч-комедии и анимации испытывают определенные трудности? Создание коротких видео требует больших вложений и написание сценариев под длинные видеоролики не всем под силу.

Алина: В самом деле, Андрей. И это не только проблема создателей, но и зрителей. Многие хотят смотреть видео, которые укладываются в короткие перерывы в школе или на работе. Длительное видео не отправишь друзьям для развлечения. Видимо, была зияющая ниша для кратких видеороликов, которую и попытался заполнить Vine.

Андрей: Точно, но после ряда ошибок со стороны Vine, на сцену вышел TikTok, который смог всё это взять на себя. Появился в США в 2016 году и к 2019 уже стал титаном социального видеоконтента. Они поняли, что люди хотят короткого, недорогого и легкого для производства контента, который можно легко поделиться.

Алина: И самое интересное, Андрей, что история как бы повторяется, не так ли? TikTok заглядывает на территорию, которую YouTube некогда занимал в середине 2000-х. И к 2020 году у TikTok уже были все те крутые треки без проблем с авторскими правами, показатели просмотров, которые казались более впечатляющими, чем на YouTube, и что самое важное – аудитория в возрасте от 13 до 18 лет.

Андрей: Это ключевой момент. Знаешь, эта возрастная группа просто магнит для любой социальной платформы. И если ты принадлежишь к этому возрасту, поздравляю: все крупнейшие компании борются за твоё внимание. Это потому, что именно в этом возрасте формируются интересы, которые часто останутся на всю жизнь.

Алина: Вот именно. Какой был тот первый любимый фильм, музыкальный исполнитель, любимый аниме? Это все становится частью нас с молодости. И я всегда говорю о том, что стать страстным поклонником чего-либо можно в любой момент жизни.

Андрей: Я недавно наткнулся на одно исследование, которое объясняет, почему наши самые запоминающиеся фэндомы возникают в подростковом возрасте. Оказывается, это не просто потому, что в этом возрасте мы все такие впечатлительные. Дело в том, что мозг подростков с 13 до 18 лет активно занимается формированием личности, и это действительно сложная работа.

Алина: Верно, Андрей. Подростковый мозг ищет как можно быстрее построить эту личность, и один из путей — это прикрепиться к любимому знаменитости или группе, наслаждаться шоу или следить за любимым создателем контента в интернете. Это словно скелет для будущего "я".

Андрей: И самое интересное, что фандомы, у которых мы были в возрасте 14-18 лет, зачастую остаются с нами даже после этого периода. Средняя длительность принадлежности к фандому составляет около девяти лет.

Алина: Это феноменально, если подумать. Начинай быть поклонником в 14, и ты можешь остаться им до 23 лет. Это именно тот период, когда все социальные платформы и развлекательные франшизы пытаются привлечь тебя, потому что захватив твое внимание в молодости, они захватывают тебя на многие годы активного потребления.

Андрей: С точки зрения бизнеса это золото – десять лет лояльности. Это целый век в мире онлайн-видео. Ни удивительно, что борьба за внимание аудитории такая ожесточенная.

Андрей: Алина, ты знаешь, YouTube недавно активно пытается скопировать магию TikTok с их короткими видео. Они даже настаивают, что создателям и аудитории стоит активно участвовать в этом формате.

Алина: Да, Андрей, мне тоже попадались короткие видео, что весьма увлекательны. Я заметила, что создание такого контента, по крайней мере, даёт больше свободы. Меньше давления, можно расслабиться и затронуть множество тем, до которых в длинных форматах может быть не добраться.

Андрей: Верно, но есть и другая сторона медали. Помимо очевидного — что короткие видео приносят меньше денег, не всегда приводят к приросту подписчиков и могут затмить дорогостоящие длинные видео — есть ещё один важный момент. Их наличие на YouTube меняет платформу не способы, которые не всегда выгодны зрителям.

Алина: Интересный анализ, Андрей. YouTube становится больше похож на TikTok, но это изменение не только в длине видео. Эти платформы изначально функционируют совершенно по-разному, и когда мы пытаемся превратить одну в другую, происходит много не всегда очевидных изменений.

Андрей: Полностью с тобой согласен, Алина. YouTube всегда был по сути поисковой системой, второй после Google. Там хорошо работал контент на основе популярных запросов, например, про фильмы или видеоигры. Ты также мог найти конкретного создателя и все его видео. Но важно, что решение о просмотре зависит от пользователя — ты должен сам выбрать видео с главной страницы или воспользоваться поиском.

Алина: Так вот в чем вопрос, верно? Для просмотра видео на YouTube требуется больше активности со стороны зрителя. Надо либо выбрать видео с домашней страницы, либо искать контент самостоятельно, зная что именно тебе интересно.

Андрей: Алина, ты размышляла над тем, насколько активное просмотр видео на платформах типа YouTube требует от зрителя участия? Тебе приходится выбирать из списка результатов, нажимать на видео и надеяться, что оно окажется тем, что ты искал. После просмотра одного видео, приходится определяться с следующим, выбрав его из предложенных или воспользоваться функцией автовоспроизведения, хотя честно говоря, кто желает смотреть ещё одну рекламу Skillshare в конце видео? YouTube требует от зрителей активных действий, на самом деле это подчас непросто.

Алина: Совершенно верно, Андрей. В сравнении с TikTok, где вся активность заканчивается как только ты открываешь приложение. Всё, что от тебя требуется после этого — это легкое движение пальцем, чтобы перейти к следующему видео, которое алгоритм TikTok уже подобрал за тебя. Это пример пассивного просмотра: TikTok не заставляет тебя выбирать, что смотреть, он предлагает видео, которое ты можешь либо лайкнуть, либо пропустить. Конечно, ты можешь воспользоваться поиском, но это не самый удобный процесс и он всего лишь ведет к другому пассивному листанию.

Андрей: Поэтому интересно, что происходит, когда YouTube вводит Shorts — пассивный опыт просмотра внутри активной платформы. Это сложно совмещать, так как переход от одного к другому кажется резким и дизайн явно не продуман до конца. Если я захочу переключиться с Шортов, мне придется вернуться на главную страницу и начать всё сначала.

Алина: Да, это влияет на восприятие контента. Когда мы погружены в пассивное просмотр, мы все еще смотрим видео, но теряем контекст вокруг него. Это не просто о дизайне, но и о том, как платформы поощряют взаимодействие с контентом. В пассивном просмотре нас ведет алгоритм, в активном — мы сами принимаем решения о том, что смотреть дальше, и это дает нам возможность глубже соединяться с контентом и его создателями.

Андрей: Алина, подумай только, эта история, которую я слышал от коллег по работе, кристально показывает, почему YouTube продолжает оставаться на вершине уже десятилетие. Команда Theorist недавно наняла продюсера социальных сетей, и в процессе собеседований перед ними стояла задача — назвать несколько аккаунтов в TikTok, о которых мы могли бы не знать.

Алина: И это так показательно, не правда ли? Ведь эти вопросы раскрывают глубину их понимания платформы. В случае с YouTube, каждый кандидат всегда с лёгкостью мог назвать несколько каналов, которые их впечатляли, и так я, к примеру, узнала о дизайне от Juxtapose и о желе из майонеза от Liam Thompson.

Андрей: Но вот когда речь заходит о TikTok, даже самые сильные кандидаты впадали в ступор. Они могли пересказать содержание видео, но вот запомнить, кто его создал... Это было сложнее. Будто какая-то странная цифровая амнезия.

Алина: Да, и я заметила, как люди говорят: "Я должен показать тебе этот TikTok" или "Ты видел, как тот парень делает то-то и то-то?" Но имена создателей ускользают. Это не они пытаются игнорировать авторов, это платформа TikTok как бы подталкивает их прочь от создателей.

Андрей: совершенно верно. Имя автора скрыто, маленькое, в уголке экрана. Нам известны создатели на YouTube потому, что мы сами их ищем, выбираем с главной страницы или из предложений. TikTok же работает иначе, это как прокрутка ленты без лиц.

Андрей: Так, разбираемся в чем тут дело — YouTube и их концепция страниц каналов. Это фактически делает их превосходным веб-хостом, где каждый создатель контента подобен собственному сайту с уникальной атмосферой. Каждый баннер, эскиз, заголовок — это часть их бренда, и это создаёт определенное взаимодействие между ними и их аудиторией.

Алина: Справедливо отметить, что как только эти элементы исчезают, например в ленте Shorts или на TikTok, появляется проблема — потеря идентификации создателей. Там тренды часто не связаны с именами создателей, а следуют за анонимными форматами. Запомнить кого-то на TikTok — задача не из лёгких.

Андрей: Это важно, потому что имена создателей на YouTube остаются в памяти. Например, кто создал зубную пасту слона? Марк Робер, а кто славится раздаванием денег? MrBeast. Но на TikTok, всё устроено иначе, основа там — тренды и мемные шаблоны, а не личности.

Алина: И знаешь, это серьёзно меняет всё. Пример с VidCon выставкой, где в предыдущие годы очереди за автографами у звёзд YouTube были огромные, а вот когда пришла очередь TikToker'ов с миллионами подписчиков, линии оказались практически пусты. Это говорит о том, что платформа и способы взаимодействия с контентом имеют огромное значение для узнаваемости и связи с аудиторией.

Андрей: Ну и история с этими инфлюенсерами на VidCon, Алина. Видно, как TikTok меняет игру. Многие с подписчиками в полмиллиона, миллион, остались без очередей. Кажется легкость набора подписчиков на TikTok не говорит о настоящем фандоме.

Алина: Верно, Андрей. Кажется, реальное сообщество и приверженность поклонников стали редкостью. ВКонтакте сейчас пытается вернуть себе молодёжную аудиторию, которая ушла на TikTok, но это может обойтись дорого.

Андрей: Мы уже затрагивали тему подростковой аудитории, помнишь, Алина? Они стоят на пороге формирования привязанности к платформам и креаторам. Но если платформа не поощряет развитие таких фандомов, то создатели контента остаются без внимания.

Алина: И это приводит к тому, что люди становятся фанатами не креаторов, а самой платформы, или, что ещё хуже, алгоритма. Это звучит странно, когда ты говоришь: "Я фанат ВКонтакте". Обычно ты фанат конкретного человека, который творит, вносит что-то уникальное.

Андрей: Абсолютно согласен. Я лично восхищаюсь работами таких людей, как Макс Фош или Моист Критикал. И это люди, которые, как тебе кажется, действительно ценят то, что они делают. А быть фанатом алгоритма... это как быть фанатом корпоративной бизнес-модели.

Алина: Да, и это может привести к потере индивидуальности и творчества среди контент-мейкеров. Как только перестаёшь ассоциировать контент с реальными людьми, ты переходишь к бездумному потреблению ленты. И тогда вопрос: что будем делать как общество и индустрия, чтобы сохранить эту индивидуальность в креаторах?

Андрей: Алина, обсуждали ли мы когда-нибудь наше отношение к TikTok? Я заметил, что многие из наших знакомых программистов и даже сами кандидаты на работу говорят, что они "фанаты" платформы, но при этом признают себя "зависимыми". Опасное смешение понятий, не находишь?

Алина: Ты прав, Андрей. Это действительно беспокоит. Люди часто не различают между тем, что их привлекает в продукте, и тем, от чего они по факту зависимы. И эта зависимость от платформ как TikTok может иметь серьезные последствия для их психического здоровья.

Андрей: И вот тут-то и кроется проблема. Когда пользователи путают преданность платформе с зависимостью от неё, это делает их уязвимыми. Видимо, такие платформы используют психологические трюки, чтобы крепче держать их.

Алина: А ты видел наш последний подкаст о том, как мозг реагирует на бесконецную прокрутку контента в TikTok? Там обсуждаются те самые механизмы зависимости, которые срабатывают каждый раз, когда мы видим что-то новое и интересное.

Андрей: Да, это породило интересный разговор о том, как ВКонтакте использует функцию под названием Шорты для атаки на основной формат TikTok. Ведь им нужно привлечь новую аудиторию для долгосрочного выживания платформы, особенно подростков.

Алина: И это стратегия, хоть и понятная, но здесь есть опасность. Если ВКонтакте развивает шорты только для краткосрочного успеха, всем нам стоит задуматься о долгосрочной лояльности идейного сообщества. Их борьба за демографию молодёжи, конечно, понятна, но цена этой битвы может быть велика.

Андрей: Наши коллеги обсуждали недавно модель распространения контента на YouTube и ее схожесть с TikTok, особенно функцию, аналогичную странице "For You". Похоже, YouTube нацеливается на привлечение новой аудитории и создание привычки просмотра.

Алина: Да, Андрей, и это кажется выгодным на первый взгляд. Крупные платформы часто страдают от проблем, связанных с контент-мейкерами – их действия не всегда соответствуют ожиданиям сообщества, они могут уйти на перерыв или полностью исчезнуть. В отличие от создателей, бесконечная лента контента кажется вечной.

Андрей: Но взгляды на такую бесконечную скроллинг-ленту могут быть обманчивы. В конце концов, люди не строят отношений с пассивным потоком контента, они становятся его зависимыми. И для долгосрочного здоровья как платформ, так и пользователей это не очень хороший сигнал.

Алина: Самое ценное в YouTube – это отношения между создателями и зрителями, способность формировать крепкие сообщества. Это нечто, что ты помнишь и где чувствуешь принадлежность. Такое на долго остается в памяти.

Андрей: Вот именно, Алина. И стоит искать тот контент и ту платформу, где каждый может найти что-то свое, что будет значимо именно для него. Если мы, как создатели, можем участвовать в этом процессе, поддерживая и помогая расти нашим сообществам - это здорово. И крайне ценно, если кто-то нашел это с нами и нашим подкастом.

Андрей: Алина, знаешь, я размышлял об этом новом направлении YouTube на короткие видео – YouTube Shorts, которые стали особенно популярны в 2024 году. Пользователям кажется не нравятся эти изменения, и мне интересно твое мнение по этому поводу.

Алина: О, да, Андрей, это действительно заметное явление. Как коуч, я могу сказать, что отрицательная реакция может быть связана с несколькими факторами. Во-первых, это обратная связь – люди используют кнопку "не нравится", если контент им не понравился или не оправдал ожиданий.

Андрей: Верно, и есть еще тема алгоритмов. Продвинутые пользователи пытаются влиять на контент, который они видят, через алгоритм, нажимая "не нравится" на видео, которые им не интересны.

Алина: А еще не стоит забывать о троллинге. К сожалению, в интернете всегда найдутся люди, которые готовы ставить лайки или дизлайки просто для развлечения, или из-за антипатии к тем или иным авторам.

Андрей: Да, это бывает. И иногда нажатие на "не нравится" случается просто случайно, ведь эту кнопку легко перепутать с кнопкой "нравится", особенно на мобильных устройствах.

Алина: YouTube Shorts, во многом напоминают контент на TikTok, и те, кто предпочитает YouTube для просмотра более длинных видео, могут проявлять сопротивление этим коротким видео, что тоже влияет на количество дизлайков.

Андрей: Авторам, с другой стороны, стоит сконцентрироваться на создании ценного контента, который будет откликаться у их аудитории, избегать ненужных споров, делать видео более личным и использовать аналитические инструменты YouTube для понимания предпочтений и поведения зрителей.

Алина: Важно помнить, что дизлайки – это тоже участие в жизни канала и могут служить ценной обратной связью для создателей. Кажется, что это отрицательная реакция, но на самом деле она может помочь в корректировке стратегии контента.

Андрей: Алина, тут задумывался о влиянии YouTube Shorts на маркетинг видеоигр и вот к чему пришёл – штука мощная. Сначала, понятное дело, огромнейшая аудитория YouTube. Теперь и Shorts может в этом потенциале поучаствовать, привлекая потенциальных геймеров.

Алина: И не говори, Андрей. Формат коротких роликов прямо как создан для этого – зацепить зрителя за считанные секунды. Игровые моменты, тизеры, обновления – все это можно лаконично и заманчиво показать.

Андрей: К тому же, у этих Shorts есть шансы стать вирусными. Представляешь, какой это может дать толчок популярности игры, если ролик "выстрелит"?

Алина: Точно. Маркетологи смогут через платформы делиться этими короткими роликами, расширяя своё влияние. Это ещё и строит сообщество вокруг игры, создаёт преданность и вовлеченность.

Андрей: Ещё нельзя забывать про монетизацию. Shorts открывает перед разработчиками и маркетологами новые возможности сотрудничества с брендами, аффилированными программами и другие пути дохода.

Алина: А учитывая, что YouTube – прямо таки поисковая система №2, не удивлюсь, если правильно оптимизированный контент в Shorts улучшит видимость игры в поиске. И аналитика! YouTube даёт обратную связь, а это золото для любого, кто хочет совершенствовать свои маркетинговые стратегии.

Андрей: В общем, да, безусловно, YouTube Shorts – сильный инструмент в арсенале маркетинга игр. Сочетание огромного охвата, увлекательного формата, вирусного потенциала и ценного анализа… Это всё может серьёзно помочь в продвижении игры.

Андрей: Знаешь, Алина, я задумался о том, как мы можем адаптировать контент для различных платформ и аудитории. Мне кажется ключевым моментом является создание захватывающих и одновременно информативных коротких видео, которые будут откликаться у сообщества геймеров.

Алина: Абсолютно с тобой соглашусь, Андрей. Это же не просто о трансляции информации, это о создании чего-то, что действительно зацепит и увлечёт аудиторию. Есть же такое множество потенциала в коротком формате, и наша задача - раскрыть его так, чтобы он гармонировал с интересами игрового сообщества.

Андрей: Ну а теперь давайте поговорим о YouTube Shorts. Это же как тот полнейший хаос в кармане каждого. Ты тянешь из кармана телефон в поисках полезного видео, а вместо этого ловишь пятнадцать секунд собаки-скейтбордиста. Есть, конечно, своя милая сторона вещей, но мне кажется многие скучают по временам, когда видео было хотя бы длиннее их терпения.

Алина: Ага, и каждый раз заходишь за дозой информации, а уходишь с головной болью от перепадов музыки и кадров. Это как калейдоскоп для тех, кому лень было его вращать. Шуток в сторону, но интересно, как будет меняться восприятие контента, когда мозг научится переключаться между историями быстрее, чем я могу сказать "Shorts".

Андрей: На самом деле, такая тяга к короткому видео показывает тренды нашего времени. Скорость, доступность, сжатость информации. На это стоит обратить внимание разработчикам игр – возможно, им стоит поучиться у короткометражек создавать мгновенный хук для игроков.

Алина: Верно, Андрей. Хотя иногда мне кажется, что подобный формат способствует уменьшению внимательности и концентрации. С одной стороны это вызов, но с другой – возможность для игроделов по-новому подойти к структуре игрового процесса и наградам в игре.

Андрей: Поэтому, несмотря на все общее недовольство, нельзя отрицать влияние YouTube Shorts на культуру визуального контента. Явно есть здесь что-то притягательное для аудитории, так что давайте продолжать наблюдать за тенденциями.

Алина: И спасибо вам, дорогие слушатели, что вместе с нами разбирались в этом коротком, но бурном мире YouTube Shorts. Благодарим за ваши комментарии и мнения, которые вы делитесь. Не забывайте подписываться на наш подкаст и обсудить все это со своими друзьями и коллегами.

Андрей: А за сегодня мы прощаемся. Большое спасибо ВКонтакте за поддержку и, конечно, огромная благодарность создателям подкаста ДУМФЭЙС за возможность обсуждать злободневные и интересные темы. Следите за обновлениями, будем рады видеть вас среди наших слушателей в следующих выпусках. Удачи и до новых встреч!